Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников

Инструкция по охране жизни и здоровья воспитанников

 

  1. Общие требования безопасности

 

Воспитатель несет ответственность за жизнь и здоровье воспитанников. Воспитатель не имеет права оставлять детей без присмотра.

1.1. Педагог при проведении занятий и других видов педагогической деятельности должен знать и выполнять:

- инструкцию по организации охраны жизни и здоровья детей во время пребывания в детском саду (при проведении занятий, во время игр, труда, развлечений и других видов педагогической деятельности в помещении детского сада);

- санитарные нормы и правила содержания помещений дошкольного образовательного учреждения;

- правила пожарной безопасности (знать план эвакуации детей на случай пожара, места расположения первичных средств пожаротушения; уметь обращаться с огнетушителем, иметь в группе списки и средства индивидуальной защиты для детей и взрослых на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций);

- инструкцию по оказанию первой доврачебной помощи пострадавшим.

1.2. На время подмены воспитателя (кратковременной или долгосрочной) педагоги и сотрудники детского сада обязаны брать на себя функции по охране жизни и здоровья детей, спасению и эвакуации их в случае необходимости.

1.3. При организации образовательного процесса следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

- неправильный подбор детской мебели, так как это может повлечь за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости;

- недостаточная освещенность и непродуманное размещение «уголков книги», уголков для настольных игр, уголков по изобразительной деятельности могут привести к нарушению остроты зрения у детей;

- присутствие в группе постороннего длительного шума, громкой музыки, громкой речи и т. д. во время нахождения в группе может стать причиной нарушения остроты слуха;

- неисправное электрооборудование, ТСО в групповых комнатах и других помещениях, которое может привести к поражению детей электрическим током, пожару, вызванному коротким замыканием;

- неправильное хранение и использование колющих, режущих мелких предметов, использование оборудования и мебели в неисправном состоянии или с дефектами могут стать причиной различных травм;

- неправильное хранение и использование медикаментов и средств дезинфекции, что может повлечь за собой отравления;

- несоблюдение детьми правил безопасного поведения при перемещении из группы в спортивный, музыкальный зал или другое помещение детского сада, особенно при спуске или подъеме по лестнице – причина различных травм у детей.

 1.4. Требования к содержанию в помещениях детского сада растений:

- недопустимо содержание в группах ядовитых и колючих растений;

- комнатные растения в уголках природы размещаются с таким расчетом, чтобы ребенок мог осуществлять уход за ними, стоя на полу;

- при поливе растений ребенок должен держать лейку ниже уровня своей груди, чтобы вода не стекала за рукава и не попадала на одежду;

- на подоконниках помещений детского сада размещение цветов или других предметов запрещено.

1.5. Требования к организации общественно-полезного труда детей:

- при выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по уголку природы и столовой, дети могут выполнять их только под наблюдением взрослого;

- во время выполнения поручений категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и прочих горячих предметов;

- категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования: уборка санузлов, сбор грязного белья, бытовых отходов.

1.6. Правила обращения с ножницами:

- пользоваться ножницами разрешается детям только под руководством воспитателя;

- ножницы для самостоятельной работы воспитанников должны быть с закругленными концами;

- ножницы (не во время занятия), как и любые колющие, режущие, опасные для жизни и здоровья воспитанников предметы, медикаменты, а также дезинфицирующие средства должны находиться в недоступном для детей месте;

- в пользование детям даются исправные и безопасные предметы с хорошо закрепленными рукоятками.

1.7. В детском саду в процессе занятий и других видов детской деятельности необходимо организовать обучение детей правилам безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении. Беседы (занятия) по безопасности жизнедеятельности обязательно отражаются в календарном планировании и организуются не реже одного раза в неделю.

1.8. О каждом несчастном случае или плохом самочувствии воспитанника педагог обязан немедленно сообщить руководителю МДОУ, медицинской сестре, родителям, в случае необходимости  вызвать «скорую помощь», оказать первую доврачебную помощь.

1.9. Воспитатель обязан иметь адреса детей, сведения о месте работы родителей, контактные телефоны родителей и близких родственников. В учреждении на видном месте вывешиваются адреса и номера телефонов администрации ОУ, врача, скорой помощи, пожарной и других аварийных служб.

1.10. Запрещается впускать на территорию детского сада, особенно в здание, неизвестных лиц без предъявления ими документа, удостоверяющего личность посетителя и его право на посещение детского сада.

1.11. При проведении экскурсии за территорию учреждения руководствоваться инструкцией « по проведению прогулок, экскурсий» № 40. Запрещаются экскурсии и прогулки за пределы детского сада без прохождения целевого инструктажа и разрешения администрации.

  1. Требования к организации прогулок:

- при проведении прогулок на территории детского сада соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников;

- прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой, в теплое время года дополнительно организуется утренняя прогулка;

- при температуре воздуха ниже –15 °С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается;

- прогулка не проводится при температуре воздуха ниже -15 °С и скорости ветра более 15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с;

- во время прогулки с детьми необходимо проводить игры и физические упражнения;

- подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ с учетом сезона;

- перед проведением прогулки воспитатель обязан осмотреть участок на травмобезопасность и наличие посторонних предметов. О замеченных нарушениях немедленно поставить в известность администрацию, прогулку на данном участке не проводить. В качестве опасных факторов могут выступать поломка игрового оборудования участка, гололед, грязь в осеннее-весенний период, наличие посторонних неизвестных предметов, другое. К обнаруженным посторонним предметам прикасаться запрещается;

- при проведении прогулки  ворота и входная калитка на территорию учреждения должны быть закрыты;

- первым из здания детского сада выходит воспитатель, далее дети строем следуют к прогулочному участку. При возвращении с прогулки воспитатель идет в конце строя и входит в здание детского сада последним. Детей ясельной и второй младшей группы до участка сопровождает дополнительно младший воспитатель.

- воспитатель обязан периодически пересчитывать детей во время прогулки. Воспитатель обязан пересчитать детей при  входе в здание детского сада при  возвращении с прогулки.

- в случае самовольного ухода ребенка воспитатель обязан незамедлительно поставить в известность руководителя учреждения.

- воспитатель обязан следить за тем, чтобы дети не брали в рот растения (траву, листья, ягоды)

- запрещается использование сломанного выносного материала;

- прогулка проводится строго на участке, закрепленном за группой. Воспитатель обязан приучать детей соблюдать границы участка. В случае травмоопасности участка прогулка на другом участке согласуется с руководителем или старшим воспитателем. Не допускается организация прогулки нескольких групп на одном участке.

- воспитатель обязан  контролировать и страховать воспитанников во время скатывания с горки, лазания, спрыгивания с возвышенности, катания на велосипеде, самокате и т.п.

- После прогулки воспитатель проверяет, как воспитанники сложили одежду в шкафчики. При необходимости переодевает воспитанников в сухую одежду, белье;

Организовывает выполнение гигиенических процедур: посещение туалета, мытье рук с мылом (в теплый период года – мытье ног).

Обеспечивает просушивание мокрой одежды, обуви.

 Приводит в порядок выносной материал.

 

2.2. При организации прогулок следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов, характерных для всех сезонов:

- падение с горок, «шведских стенок» в случаях отсутствия страховки воспитателя;

- травмирование торчащими из земли металлическими или деревянными стойками предметов, невысокими пеньками на площадках для подвижных игр;

- укусы животных (собак, кошек, клещей, насекомых);

- порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на деревьях, кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;

- травмирование ног воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, спрыгивании со стационарного оборудования без страховки воспитателя;

- травмы, ушибы при катании на качелях, каруселях; велосипедах, самокатах и т.п

- самовольный уход воспитанника за пределы детского сада.

- заражение желудочно-кишечными болезнями при использовании  грязного песка в песочницах, грязного выносного материала (в случае нарушения санитарных правил мытья игрушек, перекопки песка в песочницах);

- травмы, ушибы во время во время игр на мокрой и скользкой площадке;

- намокание детской одежды, обуви;

- переохлаждение или перегревание организма ребенка;

- отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.

- обморожение, переохлаждение или перегревание организма детей;

- травмы, ушибы при катании на ногах с ледяных горок, на санках, во время перемещения в гололедицу по скользким дорожкам, наружным ступенькам, площадкам, не очищенным от снега, льда и не посыпанным песком;

- травмы во время игр на не очищенных от снега, льда площадках;

- травмы от падающих с крыш сосулек, свисающих глыб снега в период оттепели;

- травмы от прикосновения в морозный день к металлическим конструкциям открытыми частями тела (лицом, руками, языком, губами);

 - заражение желудочно-кишечными болезнями, заболевание ОРЗ, если ребенок будет брать в рот грязный и холодный снег, сосульки.

- отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами;

- солнечный и тепловой удары;

- заболевание аллергией в период цветения  и др.

2.3 Для предотвращения воздействия перечисленных факторов руководствоваться сезонными инструкциями по охране жизни и здоровья № 44. Педагог, допустивший невыполнение или нарушение инструкции по технике безопасности при проведении разных видов педагогической деятельности с воспитанниками, привлекается к дисциплинарной ответственности и с ним проводится внеплановый инструктаж и проверка знаний по технике безопасности.

 

  1. Требования безопасности перед началом работы в помещениях

3.1. Перед началом работы необходимо включить в помещениях освещение и убедиться в исправной работе светильников.

3.2. Необходимо убедиться в исправности электрооборудования в групповых, спальных и других помещениях: светильники должны быть надежно подвешены к потолку и иметь светорассеивающую арматуру; коммутационные коробки должны быть закрыты крышками, а электророзетки фальшивками; корпуса и крышки выключателей и розеток не должны иметь трещин и сколов, а также оголенных контактов.

3.3. Проверить санитарное состояние всех помещений и проветрить их (если в группе нет воспитанников), открыв окна или фрамуги и двери. Проветривание помещения закончить  до прихода воспитанников.

3.4. Убедиться в том, что стационарное детское оборудование закреплено во избежание его падения и травмирования взрослых и воспитанников (к потолку, стене или полу).

3.5. В обязательном порядке провести предварительную визуальную проверку мест проведения занятий, игр, труда с воспитанниками, мест хранения методического материала и других помещений детского сада, на предмет безопасности.

3.6. Приобретенные игрушки (за исключением мягконабивных) перед внесением в группу моют проточной теплой водой с мылом и затем высушивают на воздухе.

3.7. Проверить соответствие полотенец для рук количеству присутствующих детей;

3.8. Педагоги и воспитатели не должны приступать к работе при плохом самочувствии или во время внезапной болезни.

  

  1. Требования безопасности во время проведения разных видов педагогической деятельности в помещениях

4.1. Нельзя оставлять детей в помещениях учреждения без присмотра взрослых. Необходимо тщательно следить, чтобы дети не ушли из детского сада.

4.2. Не проводить сквозное проветривание помещений в присутствии воспитанников. Не проводить проветривание в присутсвии  воспитанников в холодное время года. В теплое время года разрешается одностороннее проветривание через фрамугу или откидывание пластикового окна, закрытого на систему «детский замок». Открывать сворки окон настежь в присутсвии воспитанников запрещается.

4.3. Во время проведения занятий и других видов педагогической деятельности, перемещения из одного помещения детского сада в другое необходимо следить за соблюдением детьми правил безопасного поведения: не толкаться, не бежать; при спуске и подъеме между этажами здания детского сада нужно держаться за перила.

При спуске и подъеме по лестнице детей помощь воспитателю группы обязан оказывать младший воспитатель.

4.4. Количество учебных занятий в группах в неделю и их продолжительность должно соответствовать требованиям СанПиН.

Во всех группах в середине занятия необходимо проводить физкультминутки длительностью 1,5–2 мин. Перерыв, между занятиями должен быть не менее 10 мин.

4.5. Следует обеспечить спокойный дневной сон для воспитанников не менее двух часов. Во время сна детей присутствие воспитателя (или его помощника) в спальне обязательно.

4.6. Обувь и одежда детей должны быть удобны для игр и занятий. Обувь должна иметь нескользкую подошву, небольшой каблук, задник, плотно сидеть на ноге. Не допустимо использовать булавки, броши. Запрещается ходить по влажному полу.

4.7. Воспитатель имеет право передавать ребёнка родителям (законным представителям) или лицам, достигшим 18-летнего возраста, по заявлению родителя.

4.8. Запрещается отдавать детей:

- лицам, не достигшим 18 лет и лицам, о приходе которых родители не предупреждали,

- лицам в нетрезвом состоянии или с неадекватным поведением. В такой ситуации не вступать в острый конфликт с лицом, пришедшим за ребенком, а спокойно убеждать, какая грозит опасность ребенку. В случае необходимости призвать на помощь другого сотрудника, родителей, администрацию или вызвать милицию (действовать по обстоятельствам).

4.9 Следить за тем, чтобы дети не приносили из дома опасные предметы: колющие, режущие, лекарства, мелкие или поломанные игрушки и т. Д.

4.10 Запрещается использование гибкого шланга при подмывании детей. Необходимо проводить туалет заранее приготовленной теплой водой.

4.11 Использование дезинфицирующих средств должно осуществляться по инструкции.

4.12 Аптечка для оказания первой помощи должна быть в недостпуном для детей месте.

 

 

  1. Требования к организации питания:

-повар несет ответственность за соблюдение технологии приготовления пищи

- переносить пищу из кухни в группу нужно в то время, когда в коридорах, на лестницах  и раздевалках нет детей;

- во время раздачи пищи не допускать игр с детьми около обеденных столов;

- запрещается приносить в групповые комнаты кипяток;

- температура горячей пищи при выдаче не должна превышать 70 °С;

- дети должны садиться за стол после его сервировки и подачи первого блюда,

- во время приема пищи необходимо следить за правильным использованием воспитанниками столовых приборов;

- во избежание травм столовая и чайная посуда не должна иметь трещин и сколов;

- запрещается приносить в детский сад продукты питания из дома, для угощения детей.

 

 

  1. Требования безопасности в чрезвычайных ситуациях

6.1. При возникновении пожара необходимо:

- немедленно эвакуировать воспитанников из помещения, закрыв все форточки, окна (с целью нераспространения быстрого огня);

- сообщить о пожаре заведующему;

- вызвать пожарную часть;

- при необходимости и возможности отключить электроэнергию;

- по-возможности приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

6.2. При получении травмы ребенком необходимо:

- немедленно оказать первую помощь пострадавшему, устранить воздействие на него повреждающих факторов, угрожающих жизни и здоровью (освободить от действия электрического тока, погасить горящую одежду, убрать травмирующий предмет и др.);

- выполнять мероприятия по спасению пострадавшего в порядке срочности (восстановить проходимость дыхательных путей, провести искусственное дыхание, наружный массаж сердца, остановить кровотечение);

- поддерживать основные жизненные функции пострадавшего ребенка до прибытия медицинского работника;

- сообщить об этом администрации учреждения, медицинской сестре, родителям (законным представителям), при необходимости отправить пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение.

6.3. При возникновении непредвиденных ситуаций следует:

- обеспечить безопасность детей;

- сообщить администрации о случившемся, при необходимости успеть оказать первую помощь при несчастном случае;

- при необходимости сообщить в службы спасения.

6.4. При аварии (прорыве) системы отопления необходимо немедленно удалить воспитанников из помещения, сообщить о происшедшем администрации.

6.5. Необходимо помнить об уголовной ответственности за несвоевременное сообщение о несчастном случае с воспитанником детского сада или промедление в оказании помощи, эвакуации детей, вызове «скорой помощи».

6.6. В случаях самовольного ухода воспитанника с прогулки воспитатель должен немедленно поставить в известность администрацию детского сада, родителей (законных представителей), ближайшее отделение милиции. Немедленно организовать поиск воспитанника, назвать приметы: внешний вид, возраст, описать одежду.

6.7. Все сотрудники, временно заменяющие на группе воспитателя, берут на себя функции по спасению детей.

 

 

  1. Требования безопасности по окончании работы в помещениях

7.1. По окончании работы необходимо сообщить подменному воспитателю или другому подменному педагогу о количестве детей, состоянии их здоровья, текущих делах, кого из детей забрали.

7.2. Следует привести в порядок свое рабочее место и рабочие места воспитанников.

7.3. Выключить электрические приборы, ТСО.

7.4. Привести в порядок помещение (убрать игрушки, пособия, проверить расстановку мебели, размещение детских вещей).

7.5. Вымыть игрушки. Игрушки моют ежедневно в начале или конце дня. Кукольная одежда стирается по мере загрязнения с использованием детского мыла и проглаживается.

7.6. Проветрить помещение. Закрыть окна, фрамуги, выключить свет, закрыть входные двери.